Методические аспекты разработки технологии дистанционного обучения
Теперь, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) пришли в образование, на них возлагаются большие надежды, но при этом следует быть особенно предусмотрительными в их применении, следует помнить утверждение К.Шеннона, что одним ключом нельзя открыть все двери. Образ.овательные институты закладывают основы для будущего; они готовят студентов, которые завтра станут гражданами и лидерами. Основой этого направления предполагается повышение качества и улучшение результатов преподавания и обучения за счет применения ИКТ.
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более новационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.
Какие предстоят изменения? Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.
Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения, как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний,,чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.
Колледж имени Кумаша Нургалиева - одно из крупнейших учебных заведений в Республике Казахстан. В настоящее время в нем обучается 2511 человек, включая три филиала в городах Риддер, Зыряновск и Шемонаиха. В колледже 20 компьютерных и мультимедийных кабинетов. Все компьютерные и административные кабинеты объединены в локальную сеть, налажена постоянная электронная- связь с филиалами. Компьютеры подключены к сети Интернет через выделенную линию ADSL со скоростью 2048 Кбит/с.
Наличие филиалов явилось основной причиной выбора проблемной методической темы «Разработка технологии дистанционного обучения и внедрение ИКТ в образовательный процесс».
Один из методов дистанционного образования - проведение видеолекций в режиме оп-liпе. Иногда бывает необходимо организовывать общение людей на расстоянии. Такой подход позволяет сэкономить денежные средства и время, а видеосвязь обеспечивает лучшее восприятие информации по сравнению со всеми другими видами удаленных коммуникаций.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляю щих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
г) эффективности обратной связи.
Поэтому при создании лекций для дистанционного образования необходимо учитывать следующие требования:
1. Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения.
2. Постановка учебной цели. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимся. Обучающийся с самого начала работы должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в начале лекции.
З. Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководство для обучающихся), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.
4. Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление слайдов, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
5. Обратная связь. Этот критерий имеет важное значение. Интернет способен обеспечивать обратную связь, но не со всеми слушателями лекции.
6. Оценка. В ходе работы с компьютером обучающиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом.
В нашем колледже проведение видеоконференций практикуется с .цекабря 2007 года. Первые видеолекции проводились в качестве эксперимента. Возможность использования технологии дистанционного обучения позволила отчасти решить проблему недостаточности высококвалифицированных педагогических кадров в филиале колледжа, расположенного в г. Шемонаиха.
«Здравствуйте, садитесь! Откройте тетради, запишите тему урока «Основные понятия баз данных» ...
Кажется, начинается самый обычный урок по дисциплине «Базы данных» для обучающихся 3 курса специальности 3706002 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Необычен он тем, что преподаватель находится в одном городе, а обучающиеся - за сотню километров от него. Лекция читается в режиме on-line, Т.е. живого непосредственного общения преподавателя и учеников через сеть Интернет.
На преподавателя, проводившего такой урок, ложится огромная нагрузка и ответственность. Очень важен отбор учебного материала. Он должен быть доступен, четко спланирован, логически правильно построен и актуален. Необходимо обратить внимание на выделение
основных положений лекции, определений и Т.Д., а также продумать подачу материала так, чтобы при наименьших временных затратах выдать как можно больше информации.
Прежде всего, стало понятно, что просто использовать традиционную методику подготовки и проведения урока нельзя, так как основными становятся многие методические аспекты, над которыми мы, как правило, не задумываемся при проведении обычного урока: как довести до обучающихся графическую или письменную информацию, как говорить, чтобы тебя легко воспринимала аудитория, какую форму организации обучения выбрать и многое другое.
Так как время на проведение лекций было ограничено, часть лекционного материала, а также вопросы для самоконтроля, практические задания были посланы в филиал по электронной почте. В видеолекциях упор делался на базовые понятия, логику построения баз данных, а также приведение примеров, которые позволили бы лучше разобраться в пони мании новых терминов.
Возможность живого общения с обучающимися позволила быстро ориентироваться в уровне подачи и восприятия материала: задавать и отвечать на вопросы, повторять материал, вызывающий затруднение, приводить примеры, вести диалог со слушателями. Проведенная на последующих лекциях рефлексия показала, что теоретический материал обучающиеся усвоили достаточно хорошо.
Но практический опыт проведения лекций выявил и некоторые проблемы:
1. Частичная «автономия» обучающихся. Так как обзор аудитории ограничен, некоторые обучающиеся пытаются воспользоваться той свободой, которую предоставляет отсутствие «живого» преподавателя рядом.
2. Недостаток вариантов «обратной связи». Уровень интерактивного взаимодействия преподавателя с слушателями по-прежнему остается на низком уровне, и все еще очень далек от уровня живого общения между людьми.
З. Проблемы скорости доступа в интернет. Иногда бывает недостаточно быстрый канал связи в Интернет, что приводит к низкому качеству звука, изображения, видео, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса.
4. Невозможность контроля над выполнением лабораторных работ обучающимися, Т.к. нет возможности видеть мониторы всех компьютеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение дистанционного обучения в режиме on-line требует тщательной подготовки, проработки всех деталей, как технических, так и методических, и обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.
Автор статьи: Литвинова Ольга Юревна Источник
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более новационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.
Какие предстоят изменения? Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.
Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения, как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний,,чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.
Колледж имени Кумаша Нургалиева - одно из крупнейших учебных заведений в Республике Казахстан. В настоящее время в нем обучается 2511 человек, включая три филиала в городах Риддер, Зыряновск и Шемонаиха. В колледже 20 компьютерных и мультимедийных кабинетов. Все компьютерные и административные кабинеты объединены в локальную сеть, налажена постоянная электронная- связь с филиалами. Компьютеры подключены к сети Интернет через выделенную линию ADSL со скоростью 2048 Кбит/с.
Наличие филиалов явилось основной причиной выбора проблемной методической темы «Разработка технологии дистанционного обучения и внедрение ИКТ в образовательный процесс».
Один из методов дистанционного образования - проведение видеолекций в режиме оп-liпе. Иногда бывает необходимо организовывать общение людей на расстоянии. Такой подход позволяет сэкономить денежные средства и время, а видеосвязь обеспечивает лучшее восприятие информации по сравнению со всеми другими видами удаленных коммуникаций.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляю щих:
а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
б) используемых при этом педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
г) эффективности обратной связи.
Поэтому при создании лекций для дистанционного образования необходимо учитывать следующие требования:
1. Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения.
2. Постановка учебной цели. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимся. Обучающийся с самого начала работы должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в начале лекции.
З. Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководство для обучающихся), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.
4. Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление слайдов, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
5. Обратная связь. Этот критерий имеет важное значение. Интернет способен обеспечивать обратную связь, но не со всеми слушателями лекции.
6. Оценка. В ходе работы с компьютером обучающиеся должны знать, как они справляются с учебным материалом.
В нашем колледже проведение видеоконференций практикуется с .цекабря 2007 года. Первые видеолекции проводились в качестве эксперимента. Возможность использования технологии дистанционного обучения позволила отчасти решить проблему недостаточности высококвалифицированных педагогических кадров в филиале колледжа, расположенного в г. Шемонаиха.
«Здравствуйте, садитесь! Откройте тетради, запишите тему урока «Основные понятия баз данных» ...
Кажется, начинается самый обычный урок по дисциплине «Базы данных» для обучающихся 3 курса специальности 3706002 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Необычен он тем, что преподаватель находится в одном городе, а обучающиеся - за сотню километров от него. Лекция читается в режиме on-line, Т.е. живого непосредственного общения преподавателя и учеников через сеть Интернет.
На преподавателя, проводившего такой урок, ложится огромная нагрузка и ответственность. Очень важен отбор учебного материала. Он должен быть доступен, четко спланирован, логически правильно построен и актуален. Необходимо обратить внимание на выделение
основных положений лекции, определений и Т.Д., а также продумать подачу материала так, чтобы при наименьших временных затратах выдать как можно больше информации.
Прежде всего, стало понятно, что просто использовать традиционную методику подготовки и проведения урока нельзя, так как основными становятся многие методические аспекты, над которыми мы, как правило, не задумываемся при проведении обычного урока: как довести до обучающихся графическую или письменную информацию, как говорить, чтобы тебя легко воспринимала аудитория, какую форму организации обучения выбрать и многое другое.
Так как время на проведение лекций было ограничено, часть лекционного материала, а также вопросы для самоконтроля, практические задания были посланы в филиал по электронной почте. В видеолекциях упор делался на базовые понятия, логику построения баз данных, а также приведение примеров, которые позволили бы лучше разобраться в пони мании новых терминов.
Возможность живого общения с обучающимися позволила быстро ориентироваться в уровне подачи и восприятия материала: задавать и отвечать на вопросы, повторять материал, вызывающий затруднение, приводить примеры, вести диалог со слушателями. Проведенная на последующих лекциях рефлексия показала, что теоретический материал обучающиеся усвоили достаточно хорошо.
Но практический опыт проведения лекций выявил и некоторые проблемы:
1. Частичная «автономия» обучающихся. Так как обзор аудитории ограничен, некоторые обучающиеся пытаются воспользоваться той свободой, которую предоставляет отсутствие «живого» преподавателя рядом.
2. Недостаток вариантов «обратной связи». Уровень интерактивного взаимодействия преподавателя с слушателями по-прежнему остается на низком уровне, и все еще очень далек от уровня живого общения между людьми.
З. Проблемы скорости доступа в интернет. Иногда бывает недостаточно быстрый канал связи в Интернет, что приводит к низкому качеству звука, изображения, видео, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса.
4. Невозможность контроля над выполнением лабораторных работ обучающимися, Т.к. нет возможности видеть мониторы всех компьютеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение дистанционного обучения в режиме on-line требует тщательной подготовки, проработки всех деталей, как технических, так и методических, и обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.
Автор статьи: Литвинова Ольга Юревна Источник
Отзывы и комментарии