Образование: как достичь успеха?
О том, какие бывают школы, мы начали разговор на прошлой неделе. Сегодня продолжим рассказ Нико, выпускника школы Прикладного Образования «Delphi» о том, как проходило его обучение и какие результаты оно принесло. Этот рассказ заставляет задуматься о том, как важно получить действительно хорошее образование и что следует понимать под этими словами, даёт новые факты для переоценки расхожего мнения, что в ребёнке надо развивать его сильные стороны (а слабые оставить как есть?), а также пробуждает новые мысли о том, что такое правильные школьные нагрузки и подводит к ответу на вопрос, как люди становятся успешными в жизни.
«Программа по чтению в «Дельфай» составляет огромную часть остальной школьной программы. Обычно вы читаете здесь более ста книг в год. И после того, как вы прочтёте книгу, вы пишете сочинение. Когда вы переходите в старшие классы, вы читаете книги Чарльза Диккенса, Томаса Пейна, книги вроде «Доктора Живаго», «1984» (Оруэлла). Всё это я читал уже в 16 лет. Всё зависит также от того, как быстро вы двигаетесь. Есть дети, которые заканчивают школу в 16 лет. И я знаю двоих, которые закончили её в 21. Все по-разному.
И затем вы пишете сочинения, которые заставляют по-настоящему задуматься. Например, мы пишем о коммунизме и о том, какие были результаты этой политики, какие были преимущества у этой системы или у другой, которую мы изучали. Также мы изучаем права человека и курс, который называется «Конституция». Очень жаль, что такие вещи обычно не изучают в школах. На самом деле я считаю, что тем, кто изучал конституцию, законодательство в колледжах, — им очень повезло: это приводит к тому, что молодёжь знает свои права. Ведь на самом деле не так много людей их знает. А это делает вас очень слабым — вас легко подавить, если вы не знаете своих прав.
Мы изучаем Платона, Декарта, поэзию. Проводятся семинары, где мы обсуждаем философские взгляды. Способность высказывать свою точку зрения, в защиту или против, очень ценится, потому что это свидетельствует о том, что ученик ориентируется в теме, ему есть что сказать, бывает видно сразу, что он понимает то, о чём говорит.
Итак, в «Дельфай» очень много читают. И теперь я хочу рассказать, как там учатся. Каждый учится сам, учится в собственном темпе. Я могу сидеть в классе и изучать английский, а мой сосед по столу — математику. И когда я заканчиваю один предмет, я здесь же могу приступить к другому. Есть контрольный лист, в котором есть разные шаги, в которых говорится, что нужно делать: изучить теорию, написать эссе или выполнить практическое задание. Эти контрольные листы разработаны в «Дельфай» и одинаковы для всех школ «Дельфай», которых в США около 10-ти.
Итак, каждый учится в своём собственном темпе. Потому что когда вы учитесь так, что все слушают учителя, который что-то рассказывает всем у доски, то некоторые начинают отвлекаться или засыпать… Потому что для одних это слишком легко, а для других — очень трудно. Есть люди, которые очень медленны. И невозможно работать с такой группой. Тут нужно индивидуально работать. Это делает преподавательский состав — они работают с каждым индивидуально, добиваясь, чтобы каждое «незрелое яблочко» выросло очень спелым и красивым. Даже если у вас плохо с математикой, а у меня хорошо или я очень быстро двигаюсь, а сосед — очень медленно.
И что касается учителей. У нас нет учителей. У нас есть супервайзеры. В чем разница? Они просто смотрят, как у вас идут дела, и направляют вас. Но вы сами себя обучаете, обучаетесь самостоятельно. И вы становитесь способным обучать себя. И ко времени окончания школы вы выходите из неё, являясь своим собственным учителем.
Вы обучаетесь тому, как обучаться. Вы усваиваете технологию обучения. С этим знанием вы можете продвигаться по программе школы «Дельфай». Это то знание, которое обычно не дают никакие другие школы. И без этой технологии у вас есть СДВГ и всевозможные имеющиеся типы «расстройств обучения»: дети зевают, или нервничают, или вскакивают с мест… И в обычных школах это считается вполне естественным. Но только до тех пор, пока вы не понимаете, что происходит на самом деле. И если вы не устраняете причину всего этого, но начинаете пытаться решить проблему, например, с помощью лекарств, то получаете такую проблему, как упадок образования.
Если вы посмотрите на уровень образования в Соединённых Штатах, то увидите, что он с каждым годом падает всё ниже, и сейчас он по-настоящему очень низкий. Ежегодно тратятся миллиарды на образование. Но уровень, когда дети не сдают экзамены, вылетают из школы — никогда не был выше, чем сейчас. И всё это только потому, что нет технологии обучения. Во всяком случае, это основная причина. Но я отошёл немного в сторону, давайте вернёмся в «Дельфай».
Когда ты учишься в «Дельфай», ты «становишься группой». Потому что ты работаешь со студентами, начинаешь работать с персоналом школы, берёшь на себя больше ответственности, например. Вот этот DVD — я сам его сделал со своими друзьями. Мы сами сняли это, сами редактировали, создали DVD. И это — просто один из навыков, который вы получаете и осваиваете. И в «Дельфай» вы делаете именно то, что хотите вы, что вам нравится делать в жизни, чтобы вы развивались и становились тем, кем хотите. Чтобы становились профессионалами.
На самом деле то, над чем наиболее упорно работают в «Дельфай» — это ваши основы. Ваше основное, базовое образование — просто идеально у вас. И имея эту базу вы можете идти в любом направлении, развивать в себе и делать всё, что ты хочешь.
Но хочу вам сказать, что в действительности не всё так легко — учиться, жить в этой школе. Потому что-то, что «Дельфай» делает — находит все твои слабые места и ставит тебя перед фактами, заставляет тебя столкнуться с этим лицом к лицу. У меня было три слабости. На самом деле — больше, но основных, главных — три. Это математика, чтение и улаживание проблем с другими людьми. И я надеялся, что я отучусь в «Дельфай», пройдя мимо этого как-нибудь, что не буду заниматься этим. Но это стало теми тремя первыми вещами, с которыми я столкнулся тут же. Но когда я закончил «Дельфай», они стали моими самыми сильными чертами. То есть, мне пришлось довольно туго. Но в итоге я получил огромное удовольствие, потому что это дало мне очень хорошие инструменты для жизни.
Я не идеальный и далеко не являюсь совершенством. Но вот то, что вам даёт такое обучение — вы действительно начинаете понимать, чего вы хотите. Вы знаете свою цель и идёте к ней. То есть вы способны быть лицом к лицу с проблемой, не убегать, не уклоняться, а просто добиться, чтобы это было сделано. И это доставляет огромное удовольствие.
Сейчас я хочу вам кое-что показать. Вот тут на фото — лето, летом мы вот так проводим время. Вот тут я. Это рафтинг. Я тут отвечал за всю эту большую группу людей. Также в «Дельфай» я научился тому, как быть фотографом. Некоторые из этих фотографий (показывает постер, где более двух десятков фото) делал я. Затем мы сделали такой вот коллаж и создали рекламу для продвижения услуг.
И вот что я вам должен сказать: «Дельфай» полностью преобразил меня. То есть я был парнем, который употреблял наркотики, проводил время на всяких тусовках, был, что называется, «отвязный». Теперь я нахожусь на таком уровне, когда я делаю других этичными. Это то, о чём я даже подумать не мог, что я буду таким заниматься когда-нибудь. Это было совершенно для меня нереальным."