Литература как бизнес
Каждому человеку хоть раз в жизни, но приходит в голову идея написать книгу. Что же, это вполне осуществимо – при наличии таланта и подключенного к Интернету компьютера. Но что потом, после того, как книга издана? Посыплются ли бешенные гонорары, воссияет ли светлое зарево славы и всенародной любви?
Издательский бизнес крайне дифференцирован. С одной стороны – узкий круг звезд литературы с нереально высокими гонорарами. С другой – многотысячная толпа достаточно низкооплачиваемых авторов. Разумеется, участники второй группы стремятся перейти в высшую лигу. Тем не менее я знаю авторов с десятком изданных книг, и у них не намечается никаких взлетов. Знаю и тех, кто с первой же книги очутился звездах.
Отчего так? На мой взгляд, тут играют роль два фактора: качество продукта (книги) и серьезное отношение писателя к издательскому бизнесу.
Современный автор, желающий добиться успеха, должен смотреть на свое творчество как на маленький кусочек большого издательского бизнеса. Только тогда его талант принесет ему достаточно большую прибыль. Этот бизнес требует, чтобы автор совмещал в себе 4 ипостаси:
– талантливого рассказчика, чтобы создать продукт, который понравится читателю, конечному потребителю;
– менеджера (литагента), чтобы продать книгу издателю на максимально выгодных условиях;
– юриста, чтобы отследить условия контракта;
– PR-менеджера, чтобы обеспечить акции, способствующие наработке имени.
Каждый автор сам решает, по какой дороге ему достигать успеха. Кто-то идет стандартным путем, уповая на издательство. Кто-то изыскивает самостоятельные пути.
БИЗНЕС - РЕШЕНИЯ
ДЛЯ ЛИТЕРАТОРОВ
Дарья Донцова начала писать в больнице, с диагнозом «рак». Выписалась она, имея 4 готовые книги, которые приняли в крупнейшем издательстве страны – ЭКСМО. За первые книги Дарье заплатили всего-навсего 300 долларов. Однако она поставила себе четкий план: писать по книге в месяц, надеясь, что таким образом имя ее примелькается и станет узнаваемым для читателей. Подсчитав, что ей следует ежедневно писать 20 тысяч знаков, Дарья принялась за дело.
Читатель на ее книги отреагировал на удивление активно, и издательство, обратив внимание на растущие продажи автора, решило их усилить. В Донцову можно было вкладываться безбоязненно: ведь не только ее книги хорошо расходились. Автор обладал потрясающей работоспособностью – что немаловажно в любом бизнесе. Итак, спустя два года с издания первой книги, у Донцовой появился бренд-менеджер и продуманный бизнес-план по ее раскрутке.
Сегодняшние доходы Дарья, как честный налогоплательщик, не скрывает – это 130 000-160 000 долларов в месяц. Сюда входят гонорары за российские и зарубежные издания, за телесериалы.
Такой путь является стандартным, и его избирает большинство авторов. Он подойдет для людей, которые готовы писать быстро и увлекательно, но согласны на достаточно длительное ожидание наработки имени. Фактически все в этом случае зависит от читателя. Если он, распробовав нового автора, начнет активно покупать его книги, то издательство непременно обратит внимание на этот факт. Для усиления продаж проводится комплекс мероприятий,которые и выведут автора в звезды.
Плюс такого метода – автор избавлен от необходимости продвигать свой продукт, можно сосредоточиться исключительно на творчестве.
Минус – пока читатель не полюбит автора, издатель PR-акции финансировать не станет. Он вкладывается только в заведомо прибыльные проекты, и самый лучший тут аргумент – это продажи предыдущих книг. Однако процесс наработки имени среди читателей крайне длительный. Скажем, Сергею Лукьяненко при полном отсутствии пиара потребовалось около 10 лет, чтобы стать звездой отечественной фантастики.
PR решает все!
Звезда Оксаны Робски загорелась сразу – и весьма ярко. Ее дебютная книга «Casual» стала событием 2005 года, и к настоящему моменту она переведена на немецкий, польский, шведский, голландский и другие языки. В США ее книга вышла в одном из крупнейших американских издательств – Harpercollins, и продается с большим успехом.
Что же требуется для столь стремительного взлета?
Оксана, бизнес-леди до мозга костей, вместе с текстом книги положила на стол редактору 100 000 долларов на свою раскрутку. Робски не стала полагаться на удачу – она, как обычно, вложилась в этот проект. Так же, как ранее вкладывалась в агентство женщин-телохранителей, интерьерный салон «Галерея О» и другие свои начинания.
Да, есть в литературе и такой успех – купленный.
Алекс Экслер, звезда издательства АСТ, говорит об этом бизнесрешении следующее: «Подход совершенно нормальный – если, конечно, есть деньги и желание их потратить. Однако если книга собой ничего не представляет, деньги
будут выкинуты на ветер. В случае же с Робски получилось удачное сочетание: книга заняла свою нишу, вызвала большой интерес, и на следующем издании Робски уже сама заработала хорошие деньги».
Терпение и труд
все перетрут.
Алекс Экслер, культовая фигура со времен ФИДО. Его книги («Записки невесты программиста», «Свадебное путешествие Лелека» и пр.) с 1999 года ходили по сети. Интерес к его текстам настолько велик все эти годы, что его сайт exler.ru посещает в среднем 20 тысяч человек за сутки. Это невероятная цифра для авторского сайта. Издатели сами обращались к нему с предложением опубликовать его книги, но... на стандартных для молодых авторов условиях. Такой закон этого бизнеса – пока автор не докажет продажами свою прибыльность – особых благ ему не видать.
Алекс отказался от таких шикарных предложений и пошел другим путем. Прежде всего, он основал небольшое издательство и сам выпустил свои книги. Далее он выставил их на продажу на своем сайте, и читатели тут же раскупили весь тираж.
Вскоре вышло «Книжное обозрение», и там книга Экслера «Записки невесты программиста» была в топе самых продаваемых книг.
И вот тогда, с этим номером газеты и данными о продажах 4-х книг тиражом в 50 000 Алекс направился в АСТ. Теперь его уже приняли совсем по-другому: человек доказал, что его продукт, его книги, отлично продаются. Далее было заключение контракта, и Экслер въедливо изучал каждый пункт, требуя оптимальных для себя условий.
История закончилась хэппиэндом. Первые же изданные книги прочно обосновались в топ-10 самых продаваемых книг издательства АСТ. Самый известный писатель Интернета ярко зажег свою звезду и в реальности.
Маша ЦареWа, один из самых рейтинговых авторов издательства РИПОЛ-КЛАССИК, скептически относится к такому бизнес-решению.
«Думаю, это невозможный путь для большинства, – говорит она. – Создание и раскрутка сайта – это время. А большинство писателей к тому же совмещают творчество с основной работой.
Когда я начинала, честно говоря, я не задумывалась о бизнесе – просто хотелось, чтобы моя книжка была опубликована. Вот и отдала ее в издательство за бесценок. А потом еще одну. И еще. Мне просто было интересно писать. А издательству было интересно со мной работать, потому что я писала на одном дыхании, быстро. А потом уже вынула голову из песка, осмотрелась, взыграли амбиции. Вот тогда я и предложила издательству концепцию серии, в которой будет один-единственный автор – я сама. Думаю, что наиболее оптимальный путь – это ответить себе самому на вопрос «Чем уникально мое творчество?», сформулировать это в письменной форме, в виде креативно-коммерческого предложения. И приходить в издательство с проектом, а не просто с текстом».
ИНСТРУКЦИЯ :
КАК ЖЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Если вы твердо намерены окунуться в этот бизнес, то прежде всего стоит подумать о продукте, который вы предложите издательству – книге. Мы по умолчанию ведем речь о художественном произведении и ориентируемся на «большие» московские издательства, минуя региональные.
Прежде всего, ваш текст должен быть увлекательным. Только захватывающая книга откроет для вас амбарный замок на двери издательства. Редактор простит неграмотность – для этого есть корректоры. А вот неинтересную повесть, пусть даже написанную самым лучшим языком, он выкинет в корзину.
Размер текста
Издатели – странные люди. Первым делом в издательстве вас спросят, какой объем рукописи вы им предлагаете. И, получив от вас адекватный ответ: «Две тетрадки и один блокнот», редактор вас не поймет. В издательском бизнесе принята такая единица, как авторский лист (а.л.), то есть 40 000 знаков с пробелами. Так вот, объем одной книги
не должен быть менее 12 а.л., то есть 480 000 знаков с пробелами.
Теперь, когда мы определились с продуктом (книгой), делаем следующий шаг – передаем текст на рассмотрение в издательство.
Тут все достаточно просто. На сайте выбранного вами издательства возьмите номер телефона. Позвоните, и вам продиктуют прямой мэйл редактора, который готов принять ваш текст на рассмотрение.
Итак, получив заветный адрес, пишем письмо в редакцию. Что оно должно содержать? Краткую информацию об авторе. Укажите имя, свои телефоны и другие способы связи с вами. Не стоит писать о своих хобби и любимой собаке. Не надо слать фотографии. А главное – не смейте упоминать о том, что написали книгу от нечего делать, а на самом деле вы владелец автозаправки, уважаемый и занятой человек. Издатели не любят случайных людей, которые, издав одну книгу, исчезают бесследно. Их интересуют энергичные и амбициозные авторы, которые готовы работать на свой успех.
Важно указать жанр книги и синопсис (краткое содержание книги). На этом все. Заканчиваем мэйл уверениями в неизменном уважении, прикрепляем к нему текст и отправляем в издательство.
После того, как вы позвонили в редакцию и выяснили, что текст благополучно достиг адресата и отправился на рецензирование, следует набраться терпения. Первая рецензия проходит очень быстро. Пишет ее рецензент, который по сути всего лишь делит тексты на две кучки. То, что он рекомендует к изданию, и что идет в корзину. Положительное решение означает возможность публикации, однако последнее слово все же за редактором.
После первой рецензии текст снова отправляется к редактору на рассмотрение, и это процесс весьма и весьма длительный.
Три-четыре месяца можно вообще не вспоминать про свою книгу. На этом этапе неплохо бы усвоить, что терпение – главная добродетель автора. Потому что издание книги – крайне долгий процесс. Занимает от полугода до года.
После одобрения рукописи редактором автору предлагают заключить контракт. Получив его по электронной почте, распечатайте его и покажите юристу, знакомому с авторским правом. Обговорите с редактором все поправки, и исправленный документ снова распечатайте в двух экземплярах. Подпишите их и отправьте заказным письмом в издательство. Примерно через месяц один из них к вам вернется – с подписью второй стороны и печатью.
Наши поздравления – у вас все получилось. Отныне вы настоящий писатель. Осталось только одно: перечитать эту статью с самого начала и спланировать стратегию вашего личного успеха на этом поприще.
Немного фактов.
Ежедневно в ЭКСМО поступает около 50 рукописей от начинающих авторов.
Александр Федосеев, администратор web-группы ЭКСМО, говорит, что в базе издательства за 15 лет числится около 1500 авторов. Грубо говоря, крупнейшее издательство страны принимает только сто новых авторов в год, 8-9 в месяц.
Обычный гонорар современного автора – 10% от среднеотпускной цены издательства на книгу. Эта цифра одинакова как
для начинающего автора, так и для звезды. Таким образом, увеличение гонорара напрямую зависит только от цифры тиража и допечаток.
Статья Марии Стрельцовой Исходное расположение статьи и много полезных литературных статей, здесь!
Издательский бизнес крайне дифференцирован. С одной стороны – узкий круг звезд литературы с нереально высокими гонорарами. С другой – многотысячная толпа достаточно низкооплачиваемых авторов. Разумеется, участники второй группы стремятся перейти в высшую лигу. Тем не менее я знаю авторов с десятком изданных книг, и у них не намечается никаких взлетов. Знаю и тех, кто с первой же книги очутился звездах.
Отчего так? На мой взгляд, тут играют роль два фактора: качество продукта (книги) и серьезное отношение писателя к издательскому бизнесу.
Современный автор, желающий добиться успеха, должен смотреть на свое творчество как на маленький кусочек большого издательского бизнеса. Только тогда его талант принесет ему достаточно большую прибыль. Этот бизнес требует, чтобы автор совмещал в себе 4 ипостаси:
– талантливого рассказчика, чтобы создать продукт, который понравится читателю, конечному потребителю;
– менеджера (литагента), чтобы продать книгу издателю на максимально выгодных условиях;
– юриста, чтобы отследить условия контракта;
– PR-менеджера, чтобы обеспечить акции, способствующие наработке имени.
Каждый автор сам решает, по какой дороге ему достигать успеха. Кто-то идет стандартным путем, уповая на издательство. Кто-то изыскивает самостоятельные пути.
БИЗНЕС - РЕШЕНИЯ
ДЛЯ ЛИТЕРАТОРОВ
Дарья Донцова начала писать в больнице, с диагнозом «рак». Выписалась она, имея 4 готовые книги, которые приняли в крупнейшем издательстве страны – ЭКСМО. За первые книги Дарье заплатили всего-навсего 300 долларов. Однако она поставила себе четкий план: писать по книге в месяц, надеясь, что таким образом имя ее примелькается и станет узнаваемым для читателей. Подсчитав, что ей следует ежедневно писать 20 тысяч знаков, Дарья принялась за дело.
Читатель на ее книги отреагировал на удивление активно, и издательство, обратив внимание на растущие продажи автора, решило их усилить. В Донцову можно было вкладываться безбоязненно: ведь не только ее книги хорошо расходились. Автор обладал потрясающей работоспособностью – что немаловажно в любом бизнесе. Итак, спустя два года с издания первой книги, у Донцовой появился бренд-менеджер и продуманный бизнес-план по ее раскрутке.
Сегодняшние доходы Дарья, как честный налогоплательщик, не скрывает – это 130 000-160 000 долларов в месяц. Сюда входят гонорары за российские и зарубежные издания, за телесериалы.
Такой путь является стандартным, и его избирает большинство авторов. Он подойдет для людей, которые готовы писать быстро и увлекательно, но согласны на достаточно длительное ожидание наработки имени. Фактически все в этом случае зависит от читателя. Если он, распробовав нового автора, начнет активно покупать его книги, то издательство непременно обратит внимание на этот факт. Для усиления продаж проводится комплекс мероприятий,которые и выведут автора в звезды.
Плюс такого метода – автор избавлен от необходимости продвигать свой продукт, можно сосредоточиться исключительно на творчестве.
Минус – пока читатель не полюбит автора, издатель PR-акции финансировать не станет. Он вкладывается только в заведомо прибыльные проекты, и самый лучший тут аргумент – это продажи предыдущих книг. Однако процесс наработки имени среди читателей крайне длительный. Скажем, Сергею Лукьяненко при полном отсутствии пиара потребовалось около 10 лет, чтобы стать звездой отечественной фантастики.
PR решает все!
Звезда Оксаны Робски загорелась сразу – и весьма ярко. Ее дебютная книга «Casual» стала событием 2005 года, и к настоящему моменту она переведена на немецкий, польский, шведский, голландский и другие языки. В США ее книга вышла в одном из крупнейших американских издательств – Harpercollins, и продается с большим успехом.
Что же требуется для столь стремительного взлета?
Оксана, бизнес-леди до мозга костей, вместе с текстом книги положила на стол редактору 100 000 долларов на свою раскрутку. Робски не стала полагаться на удачу – она, как обычно, вложилась в этот проект. Так же, как ранее вкладывалась в агентство женщин-телохранителей, интерьерный салон «Галерея О» и другие свои начинания.
Да, есть в литературе и такой успех – купленный.
Алекс Экслер, звезда издательства АСТ, говорит об этом бизнесрешении следующее: «Подход совершенно нормальный – если, конечно, есть деньги и желание их потратить. Однако если книга собой ничего не представляет, деньги
будут выкинуты на ветер. В случае же с Робски получилось удачное сочетание: книга заняла свою нишу, вызвала большой интерес, и на следующем издании Робски уже сама заработала хорошие деньги».
Терпение и труд
все перетрут.
Алекс Экслер, культовая фигура со времен ФИДО. Его книги («Записки невесты программиста», «Свадебное путешествие Лелека» и пр.) с 1999 года ходили по сети. Интерес к его текстам настолько велик все эти годы, что его сайт exler.ru посещает в среднем 20 тысяч человек за сутки. Это невероятная цифра для авторского сайта. Издатели сами обращались к нему с предложением опубликовать его книги, но... на стандартных для молодых авторов условиях. Такой закон этого бизнеса – пока автор не докажет продажами свою прибыльность – особых благ ему не видать.
Алекс отказался от таких шикарных предложений и пошел другим путем. Прежде всего, он основал небольшое издательство и сам выпустил свои книги. Далее он выставил их на продажу на своем сайте, и читатели тут же раскупили весь тираж.
Вскоре вышло «Книжное обозрение», и там книга Экслера «Записки невесты программиста» была в топе самых продаваемых книг.
И вот тогда, с этим номером газеты и данными о продажах 4-х книг тиражом в 50 000 Алекс направился в АСТ. Теперь его уже приняли совсем по-другому: человек доказал, что его продукт, его книги, отлично продаются. Далее было заключение контракта, и Экслер въедливо изучал каждый пункт, требуя оптимальных для себя условий.
История закончилась хэппиэндом. Первые же изданные книги прочно обосновались в топ-10 самых продаваемых книг издательства АСТ. Самый известный писатель Интернета ярко зажег свою звезду и в реальности.
Маша ЦареWа, один из самых рейтинговых авторов издательства РИПОЛ-КЛАССИК, скептически относится к такому бизнес-решению.
«Думаю, это невозможный путь для большинства, – говорит она. – Создание и раскрутка сайта – это время. А большинство писателей к тому же совмещают творчество с основной работой.
Когда я начинала, честно говоря, я не задумывалась о бизнесе – просто хотелось, чтобы моя книжка была опубликована. Вот и отдала ее в издательство за бесценок. А потом еще одну. И еще. Мне просто было интересно писать. А издательству было интересно со мной работать, потому что я писала на одном дыхании, быстро. А потом уже вынула голову из песка, осмотрелась, взыграли амбиции. Вот тогда я и предложила издательству концепцию серии, в которой будет один-единственный автор – я сама. Думаю, что наиболее оптимальный путь – это ответить себе самому на вопрос «Чем уникально мое творчество?», сформулировать это в письменной форме, в виде креативно-коммерческого предложения. И приходить в издательство с проектом, а не просто с текстом».
ИНСТРУКЦИЯ :
КАК ЖЕ СТАТЬ АВТОРОМ?
Если вы твердо намерены окунуться в этот бизнес, то прежде всего стоит подумать о продукте, который вы предложите издательству – книге. Мы по умолчанию ведем речь о художественном произведении и ориентируемся на «большие» московские издательства, минуя региональные.
Прежде всего, ваш текст должен быть увлекательным. Только захватывающая книга откроет для вас амбарный замок на двери издательства. Редактор простит неграмотность – для этого есть корректоры. А вот неинтересную повесть, пусть даже написанную самым лучшим языком, он выкинет в корзину.
Размер текста
Издатели – странные люди. Первым делом в издательстве вас спросят, какой объем рукописи вы им предлагаете. И, получив от вас адекватный ответ: «Две тетрадки и один блокнот», редактор вас не поймет. В издательском бизнесе принята такая единица, как авторский лист (а.л.), то есть 40 000 знаков с пробелами. Так вот, объем одной книги
не должен быть менее 12 а.л., то есть 480 000 знаков с пробелами.
Теперь, когда мы определились с продуктом (книгой), делаем следующий шаг – передаем текст на рассмотрение в издательство.
Тут все достаточно просто. На сайте выбранного вами издательства возьмите номер телефона. Позвоните, и вам продиктуют прямой мэйл редактора, который готов принять ваш текст на рассмотрение.
Итак, получив заветный адрес, пишем письмо в редакцию. Что оно должно содержать? Краткую информацию об авторе. Укажите имя, свои телефоны и другие способы связи с вами. Не стоит писать о своих хобби и любимой собаке. Не надо слать фотографии. А главное – не смейте упоминать о том, что написали книгу от нечего делать, а на самом деле вы владелец автозаправки, уважаемый и занятой человек. Издатели не любят случайных людей, которые, издав одну книгу, исчезают бесследно. Их интересуют энергичные и амбициозные авторы, которые готовы работать на свой успех.
Важно указать жанр книги и синопсис (краткое содержание книги). На этом все. Заканчиваем мэйл уверениями в неизменном уважении, прикрепляем к нему текст и отправляем в издательство.
После того, как вы позвонили в редакцию и выяснили, что текст благополучно достиг адресата и отправился на рецензирование, следует набраться терпения. Первая рецензия проходит очень быстро. Пишет ее рецензент, который по сути всего лишь делит тексты на две кучки. То, что он рекомендует к изданию, и что идет в корзину. Положительное решение означает возможность публикации, однако последнее слово все же за редактором.
После первой рецензии текст снова отправляется к редактору на рассмотрение, и это процесс весьма и весьма длительный.
Три-четыре месяца можно вообще не вспоминать про свою книгу. На этом этапе неплохо бы усвоить, что терпение – главная добродетель автора. Потому что издание книги – крайне долгий процесс. Занимает от полугода до года.
После одобрения рукописи редактором автору предлагают заключить контракт. Получив его по электронной почте, распечатайте его и покажите юристу, знакомому с авторским правом. Обговорите с редактором все поправки, и исправленный документ снова распечатайте в двух экземплярах. Подпишите их и отправьте заказным письмом в издательство. Примерно через месяц один из них к вам вернется – с подписью второй стороны и печатью.
Наши поздравления – у вас все получилось. Отныне вы настоящий писатель. Осталось только одно: перечитать эту статью с самого начала и спланировать стратегию вашего личного успеха на этом поприще.
Немного фактов.
Ежедневно в ЭКСМО поступает около 50 рукописей от начинающих авторов.
Александр Федосеев, администратор web-группы ЭКСМО, говорит, что в базе издательства за 15 лет числится около 1500 авторов. Грубо говоря, крупнейшее издательство страны принимает только сто новых авторов в год, 8-9 в месяц.
Обычный гонорар современного автора – 10% от среднеотпускной цены издательства на книгу. Эта цифра одинакова как
для начинающего автора, так и для звезды. Таким образом, увеличение гонорара напрямую зависит только от цифры тиража и допечаток.
Статья Марии Стрельцовой Исходное расположение статьи и много полезных литературных статей, здесь!
Отзывы и комментарии