Как гудел русский народ? Гудок, скрипка
После знакомства с гуслями продолжим изучение струнных инструментов. Теперь — смычковых.
Многие даже не считают смычковые русскими инструментами. И напрасно. Гудок в раскопках Великого Новгорода встречается раньше гуслей. А скрипка отчасти продолжает его историю и сегодня.
История всех музыкальных инструментов часто загадочна. Но особенно таинственна судьба смычковых. Считается, что они появились в Европе в восьмом веке благодаря арабам. И в 10−11 веках весь Великий Новгород уже гудит ими.
В текстах летописей появлялись различные названия смычковых инструментов. Самое первое из них — «смык». Впоследствии значение этого слова перешло на смычок. Была еще и «перегудица». А в 16 веке появляются практически современные названия «скрипель», «скрипица». Практически в это же время появляются и изображения скрипки в Италии. Слово «гудок» появляется тоже довольно поздно, хотя инструменты типа гудка известны в раскопках Великого Новгорода с 11 века. Гудок
Наш гудок напоминает очень многие струнные инструменты мира. Это и болгарская гадулка, и южнославянские гусле и лирица, и западноевропейский ребек, и греческая смычковая лира. А еще много разных среднеазиатских инструментов, уже менее схожих по форме корпуса. Одно из среднеазиатских названий — «гиджак», весьма «подозрительно» напоминает наш родной «гудок».
Все эти инструменты ставят на колено вертикально и водят по трем (чаще всего) струнам смычком. Мелодия выводится только на самой высокой струне. «Игровых» пальцев всего четыре, хотя мизинец часто не используется. С учетом открытой струны получается всего пять (четыре) звуков. Как и в первых гуслях. Оставшиеся две струны «гудели», как на известной нам сегодня шотландской волынке.
Гудок можно отнести к профессионально изготовленным, но музыкально упрощенным инструментам. Хотя многие народные умельцы, владевшие столярным ремеслом, могли изготовить такой инструмент и самостоятельно.
Отличие европейских инструментов от восточных аналогов состоит в том, что верхняя дека у них деревянная, а не мембрана из кожи или пузыря животного. Так что можно считать европейские варианты более прогрессивными. У них более яркий и сильный звук.
Аналогичное отличие верхней деки мы уже видели на примере греческой лиры с кожаной мембраной и кифары с деревянным прочным корпусом.
Скорее всего, метаморфозы с про-гудком произошли тоже в Греции и оттуда уже распространились по Восточной Европе, в том числе и на Руси. Однако наш гудок обладал своими особенностями. Корпус его был заостренной ладьевидной, а не грушевидной формы.
Гудки часто использовались в небольших ансамблях как с другими инструментами, так и с родственными. Существовало целое семейство: гудок, гудочек и гудище.
Популярность гудка на Руси была высока во все времена. Он сумел пережить и гонения на светскую музыку в 17 веке, при Алексее Михайловиче. А вот атаки западной музыки в 19 веке он пережить не сумел и исчез из нашей культуры, не дожив до тысячи лет. Его место отчасти заняла скрипка. Скрипка
Скрипка инструмент довольно загадочный. Появляется она как по волшебству. Существуют разные гипотезы ее появления. Одна из них — славянская. Само русское слово «скрипка» является аналогом польского слова. У других народов Европы нет собственного названия этому инструменту. Чаще это производное от «виолы».
Скрипка появляется в народной среде недавно по сравнению с гудком и практически его вытесняет. Хотя некоторые исследователи предполагают, что существовало всегда две традиции держания инструмента: на плече (скрипка) и на колене (гудок).
Найти народную скрипку еще можно в разных областях. В основном это западные регионы: Псковская, Смоленская, Брянская и Курская области. Однако имелись народные скрипачи и на Урале, и в Сибири.
Народная скрипка по конструкции немного отличается от академической, хотя могут использоваться и магазинные инструменты. В Пермской области был в свое время мастер, вырубавший свою гитарообразную «скрипку» топором. Так, из полена, традиционно изготавливали гудки на Руси и родственные им инструменты в Азии. Многие из них напоминают хозяйственные предметы: ковши, черпаки и прочую кухонную утварь.
Основным отличием народной скрипки является использование трех струн вместо четырех. Хотя бывает, что используют и четыре. Иногда скрипку держат не на плече или груди, а на коленях, как гудок. Так играют псковские «скрипачи». Обычно используется магазинный смычок, но курские скрипачи использовали традиционный, в форме лука.
Во всех областях, где была известна народная скрипка, скрипачи были неотъемлемыми участниками праздников. И часто главными. Ведь скрипка громче любого щипкового инструмента. Она не потеряется в шуме толпы подгулявшего народа. Конкуренцию ей составила только гармонь. Возможно, она и подорвала позиции гудка и скрипки в народном музыкальном творчестве.