«Пункт назначения 4»: Зачем клонировать кино?

Маленький мальчик залез в холодильник, Тоненькой ножкой нажал на рубильник, Быстро замерзли сопли в носу. Нет, не доест он свою колбасу…

Чем был интересен самый первый «Пункт назначения» Джеймса Вонга, вышедший на экраны в 2000 году? Правильно, тем, что он был первым. Нет, это не значит, что оригиналам всегда проще пробиться к зрителю. Допустим, тот же «Рэмбо. Первая кровь», несмотря на сегодняшний высокий рейтинг, прошел в прокате очень спокойно. Интерес к началу истории подогрел сиквел спустя 3 года. Или, например, «Терминатор», который задним числом признали одним из лучших фантастических фильмов 80-х годов? Между прочим, эта классика жанра имеет очень скромные кассовые результаты и в момент релиза не вызвала ажиотажа в кинотеатрах. Опять же, продолжение «Терминатор 2: Судный день» стало суперпопулярным хитом и сейчас входит в 50 Лучших фильмов всех времен по версии IMDb. Что, само собой, «подтянуло» к зрителю и оригинал 1984 года.

Так почему же первый «Пункт назначения» оказался самым успешным (во всех аспектах) из всех, несмотря на то, что впоследствии было выпущено целых три продолжения, в том числе последний — в 3D? Ответ прост и лежит на поверхности. Все 4 фильма — одинаковые. Как те «двое из ларца, одинаковых с лица». Не верите? Хорошо, давайте разберемся.

Завязка сюжета: Как правило, перед нами небольшая группа молодежи, которая собирается совершить всей толпой какое-то действие:

1) Сесть в самолет, чтобы отправиться на каникулы в Париж. 2) Кучно забиться в джип, чтобы с ветерком прокатиться по скоростной автостраде. 3) Получить свою порцию адреналина на «американских горках». 4) Сходить на стадион, чтобы поглазеть на гоночные ралли.

Обычные, ничем не выдающиеся американские подростки. И тут внезапно, у одного из участников мероприятия случается «приход». Яркий, реальный, всамделишный. Про то, как everybody dies. То бишь, всем крындец:

1) Самолет взрывается на взлете. 2) Джип попадает в страшное ДТП на шоссе. 3) Аттракцион неожиданно выходит из строя. 4) Авария на стадионе вызывает пожар и обвал здания.

Очнувшись от галлюцинации, наш новоявленный Нострадамус сначала понимает, что это всего лишь кошмар, а лишь затем замечает, что события развиваются точь-в-точь, как в его видении. Естественно, неустойчивая детская психика на этом моменте ломается и квазиэкстрасенс начинает вопить «Мы все умрем!», «Валим отсюда!» и прочие неподобающие мирной ситуации лозунги. Для остальных присутствующих этот всплеск эмоций, естественно, непонятен, поэтому неизбежно случается скандал между теми, кто этому товарищу безусловно верит и теми, кто и раньше считал его полным придурком. Соответственно, стычка приводит к тому, что:

1) Часть туристов снимают с рейса и возвращают в терминал аэропорта. 2) Девушка за рулем не выезжает на шоссе и устраивает пробку. 3) Часть подростков в последний момент решает не кататься на «горках». 4) Несколько зрителей покидают стадион, чтобы продолжить ссору за его пределами.

В этот судьбоносный момент и случается то, что видел в своем кошмаре главный герой. Большой Бадабум. Самолет взрывается, машины сталкиваются, горка рушится, стадион горит и разваливается на куски. Все в шоке.

На этом первая часть каждого фильма заканчивается. Дальше сюжет развивается по одной и той же привычной схеме — все те, кто благодаря глюкам главного героя таки спасся, начинают планомерно помирать, причем в том же порядке, в котором они должны были это сделать в катастрофе, которой они избежали.

Ряды «счастливчиков» редеют не по дням, а по часам. Старуха с косой находит самые причудливые способы, чтобы наказать «беглецов». Как правило, смерть очередной жертвы наступает в результате странной, но логически оправданной цепочки мелких происшествий. Как в «Бриллиантовой руке» — магазин — банан — шкурка — упал — потерял сознание — очнулся — гипс. Только в нашем случае «не очнулся — гроб».

Само собой в нестройных рядах выживших начинается волнение. Они-то думали, что судьба дала им второй шанс. А судьба-злодейка лишь предоставила им отсрочку. Как институт перед армией. Поэтому перед молодежью встает извечный вопрос — «Что, мать вашу, делать?»

Правильно, надо предохраняться. Поэтому необходимо исключить из рациона твердую пищу, выбросить все колюще-режущие предметы из дома, обложиться мягкими подушками и смиренно ждать конца. Потому что смерть не обманешь. И как наши главные герои не стараются спасти друг дружку из цепких объятий костлявой, все их попытки безуспешны. Они продолжают дохнуть как мухи.

Тем не менее, рано или поздно, согласно канонам кинематографа, главным героям нужно дать передышку и надежду на светлое будущее. Так что после того, как от изначальной группы остается три калеки, им все-таки удается прервать цепочку смертей и нарушить планы потусторонних сил. Все счастливы, слезы, сопли, объятья. Наши победили. Чтобы в самом конце фильма всем дружно помереть от падающей неоновой вывески или грузовика, на полном ходу въехавшего в кафе. «И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли».

И так все 4 части. По-прежнему не верите? Можете проверить лично.

Само собой, если в первом фильме подобное развитие было весьма оригинальным, то в продолжении это смотрелось уже вторично. Зачем было снимать еще два клона? Риторический вопрос, друзья. По той же причине, что и пятая часть франшизы, которая ожидается в 2012 году. Пипл хавает.

Так в чем же фишка? Всё дело в том, что зрителю интересно, какие еще новые способы умерщвления персонажей придумают авторы очередного «Пункта назначения». А авторы изгаляются очень активно. Несмотря на все законы физики, химии и пр. естественных наук. По сути, вся франшиза представляет собой некий садо-мазо аттракцион, заставляя зрителя наслаждаться необычными и извращенными смертями. Т. е. если в обычном фильме ужасов мы переживаем за героев, мысленно помогая им выжить, в «Пунктах назначения» нам предлагают просто наблюдать за тем, как Смерть медленно, но верно возвращает свои долги. И никакого «света в конце тоннеля».

Резюме: Пословица гласит «Знал бы где упасть, соломки бы постелил». Персонажам «Пунктов» этот совет уже не поможет. Но вот тем, кто еще не успел приобщиться к этим «шедеврам» — вполне. По крайней мере, предупрежден — значит вооружен.

P. S. По поводу 3D, заманчиво фигурирующего в названии последней части. Полный развод. Фильм снимался еще до эйфории по поводу «Аватара», и куцые трехмерные вставки уже сейчас вызывают легкое недоумение.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: